Persona - News

ПЕТРОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ БАЛ: от вдохновения к традиции. Интервью с создателями исторического события

Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича состоялся III Петровский оперный бал — масштабное культурное событие Большого международного фестиваля Чайковского «Чайковский. Перезагрузка». Под сводами исторического зала встретились мировые звезды, молодые дебютанты, представители бизнеса, дипломатии и светского общества. Атмосфера бала объединила блеск традиции, живую энергию современности и миссию благотворительности. Проект реализуется Фондом «Мост искусств» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Автор и художественный руководитель проекта — Ханс-Йоахим Фрай, немецкий культурный менеджер и режиссер, президент Международного Дрезденского и Дубайского оперного бала, художественный руководитель фонда «Сириус – Талант и успех» в Сочи, советник генерального директора Большого театра России, основатель Фонда «Мост искусств». «До 1914 года именно Санкт-Петербург по праву считался одним из самых блистательных центров бального танца во всем мире. К этому времени Вена только начала эту традицию, Дрезден же подхватил ее еще позже. Поэтому для нас важно вернуть и сохранить эту традицию Санкт-Петербурга! Даже в стремительном современном мире бал остается мостом между людьми и поколениями, местом, где мы заново учимся культуре общения, красоте и гармонии», — прокомментировал нашему изданию Ханс-Йоахим Фрай.
Ведущей вечера выступила Заслуженная артистка России, «Мисс Вселенная», телеведущая и благотворитель Оксана Федорова. Мы поговорили с ней о значении бала, о том, что делает этот проект особенным, и ее личных впечатлениях. Оксана, вы вновь стали ведущей Петровского бала. Что для вас значит возвращение на эту сцену?

Для меня огромная честь вновь выйти на сцену в роли ведущей. Петровский бал — это не просто концерт или вечер танцев. Это погружение в историю российской культуры, возвращение к истокам профессионального искусства. Я искренне рада быть частью возрождения традиций, заложенных еще Петром Великим.
Какие эмоции вы испытали, открывая бал вместе с автором проекта и художественным руководителем бала Хансом-Йоахимом Фраем?

С Хансом-Йоахимом Фраем у нас многолетнее сотрудничество. Я всегда с радостью принимаю его приглашения, потому что знаю: его проекты — это масштабные, глубокие и нетривиальные идеи. Открывать бал рядом с таким человеком — вдохновение и особая энергия. Его харизма и профессионализм задали высокий тон всему вечеру.

Атмосфера бала сочетала торжественность и душевность. Что лично вам запомнилось больше всего?

Выделить что-то одно трудно, каждый номер был настоящей жемчужиной. Но именно атмосфера стала главным впечатлением. При всей пышности бала, каждый гость чувствовал тепло и вовлеченность, как будто был частью единого большого праздника.

В этот вечер дебютировали молодые танцоры со всей страны. Что значит для них этот опыт?

Выступления дебютантов были удивительно трогательными. Словно страницы русской классики ожили на сцене. Для них это бесценный опыт воспитания вкуса, стиля и уверенности в себе. Возможность выйти на такую сцену, почувствовать восхищение публики — это колоссальная поддержка и настоящая прививка от безвкусицы.

Бал в этом году имел и благотворительную миссию. Что делает такие проекты особенно значимыми для общества?

Совмещение культуры и благотворительности придает балу особую силу. Это не только праздник красоты, но и реальная помощь тем, кто в ней нуждается. Подобные инициативы формируют в обществе чувство ответственности, учат милосердию и единству.
Вы много лет занимаетесь благотворительностью. Какие чувства у вас возникли, когда красота и культура соединились с помощью нуждающимся?

Благотворительность для меня — жизненная миссия. Уже 16 лет я возглавляю фонд, поддерживающий юные таланты. Мы проводим конкурсы, фестивали, снимаем фильмы о музыкальной культуре городов России. Поэтому участие в бале, где гармонично сочетаются история, искусство и благотворительность, стало для меня абсолютно естественным. Петровский бал еще раз доказал: искусство объединяет людей в добрых стремлениях.

В глянце невозможно обойтись без вопроса о стиле. Как вы выбирали наряд для бала?

Для меня важна гармония. Петровский бал диктует элегантность, и я сама разработала фасон платья. Хотелось подчеркнуть индивидуальность и при этом полностью соответствовать стилистике вечера.

Чем Петровский бал отличается от других культурных событий Петербурга?

У него прочная историческая основа и потрясающий эффект погружения в атмосферу петровских ассамблей. Причем это погружение начинается заранее: организаторы подготовили цикл просветительских мероприятий — уроки танцев, лекции по истории костюма и этикету. В итоге современность и прошлое изящно переплетаются, создавая уникальный опыт для каждого участника.

Вы — Заслуженная артистка России, «Мисс Вселенная», телеведущая и благотворитель. Как все эти роли проявились в этот вечер?

Я об этом не задумывалась — это все части моей личности. Но думаю, что они естественно соединились: как артистка и ведущая я задавала тон вечеру, как медийная личность и человек, занимающийся благотворительностью, — поддерживала важные инициативы.

Какой личный итог вы вынесли из этого бала и что пожелаете участникам будущих Петровских балов?

Этот бал подарил мне вдохновение и подтвердил, что культура, искусство и добрые дела всегда идут рядом. Я желаю участникам и зрителям гордиться нашим культурным наследием, сохранять многовековые традиции и не забывать о тех, кому нужна поддержка.

Если ведущая бала задает тон вечера и соединяет официальную часть с атмосферой праздника, то сердце бала — это дебютанты. Их первый выход на паркет стал символом возрождения традиций петровских ассамблей. За подготовку молодых участников отвечает Международная ассоциация балов (МАБ), которая несколько лет формирует в России новую систему работы с дебютантами. Мы пообщались с президентом МАБ Михаилом Грибовым о том, как строится работа с дебютантами и почему бал — это не просто праздник, а школа жизни.

Какую роль Международная ассоциация балов играет в подготовке дебютантов для Петровского бала?

Мы занимаемся комплексной подготовкой. Это не только постановка танцев, но и целая культурная программа. Для Петровского бала были проведены десятки мастер-классов, поставлены три хореографические композиции. Кроме того, мы обеспечили костюмированное сопровождение: участникам подобрали и арендовали более сотни исторических костюмов, созданных по мотивам эпохи петровских ассамблей и бала Наташи Ростовой. В день бала с ребятами работали стилисты, чтобы создать полный образ. Таким образом, мы охватываем и танцевальное мастерство, и историческую аутентичность.

В чем уникальность образовательной программы? Чему учатся дебютанты помимо танцев?

Программа многослойная. В этом году мы отобрали и подготовили 32 пары студентов из 18 регионов России — это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону и другие города. Подготовка включала интенсивные репетиции, а также 40 уроков для более чем 600 студентов. Это историко-культурный блок, где мы изучаем музыку и танцы от барокко до романтизма, и социально-культурный — светский и танцевальный этикет, правила поведения, культура общения. Плюс онлайн-лекции, практические занятия и интерактивы.

Что значит для молодых людей участие в проекте?

Для них это опыт личностного роста и социализации. Они погружаются в традиции, учатся культуре общения, приобретают уверенность в себе. Это формирует гармоничную личность, способную быть не только зрителем, но и участником культурной жизни.

Насколько отличается подготовка к Петровскому балу от других проектов МАБ?

Главное отличие в его исторической направленности. В этот раз акцент был сделан на эпоху барокко: танцы, музыка, костюмы. Другие наши проекты больше связаны с XIX–XX веками. Петровский бал дает целостное представление об образе жизни той эпохи.

Почему важно развивать бал как формат культурного воспитания?

Бал — это уникальная платформа для передачи ценностей. Он соединяет традиции и современность, учит гармоничным отношениям, формирует культуру общения. Это инструмент воспитания, который, на мой взгляд, особенно нужен сегодня.

Каким вы видите будущее балов в России?

При правильном подходе балы могут выйти за рамки элитарной традиции. Развитие танцевальной культуры, популяризация парных танцев, тренд на живое общение и этикет дают все предпосылки, чтобы бал стал массовым культурным форматом.

Ваш личный итог этого бала?

III Петровский оперный бал — это не только яркое культурное событие, но и образовательная площадка. Для студентов это возможность открыть для себя язык традиций, искусства и светского общения. Для меня лично — это еще одно доказательство, что бал соединяет прошлое и будущее, помогая формировать поколение, которое ценит культуру, красоту и гармонию.
2025-11-01 21:24 Интервью со звёздами Общество Искусство